Правильная регистрация налоговых накладных — для многих уравнение с несколькими неизвестными. Как справиться с этой задачей, как не ошибиться при оформлении расчетов корректировки по налоговым накладным, а также как избежать возможной блокировки этого документа при подаче его в контролирующие органы — обо всем этом пойдет речь далее.
Налоговая накладная является очень важным документом, поэтому контролирующие органы всегда очень тщательно проверяют ее оформление. При заполнении этого документа не допускаются исправления ошибок и опечатки. Такое требование по заполнению данного документа прописано в законодательных актах.
Каждый субъект хозяйственной деятельности имеет желание уменьшить суммы налоговых платежей. Сделать это законным путем можно, воспользовавшись налоговым кредитом. Чтобы иметь возможность воспользоваться всеми доступными инструментами, субъекты хозяйствования (СХ) регистрируются как плательщики налога на добавленную стоимость.
Суммы налога на добавленную стоимость, вычитаемые из налогового обязательства, оказываются включенными в налоговый кредит. Достигается это путем покупки или заказа необходимых для ведения дальнейшей хозяйственной деятельности СХ товаров или услуг. Вполне понятно, почему государственная налоговая служба так тщательно проверяет налоговые накладные. Ведь именно эти документы являются подтверждающими для получения налогового кредита. Контролирующие органы постоянно расширяет перечень используемых для проверки этих документов инструментов.
Любой субъект хозяйствования, имеющий специфику работы с использованием налога на добавленную стоимость, не может обойтись без налоговой накладной. Поскольку при неверном оформлении накладной не будет приниматься во внимание налоговый кредит, указанный в данном документе.
Не все знают, что поставщик товаров или услуг несет ответственность за правильность заполнения и регистрацию налоговой накладной. Это регламентируется Налоговым кодексом Украины (разд. V, ст. 201, п.201.1). Получатель должен получить правильно заполненную налоговую накладную от продавца вместе с приобретаемым товаром.
Однако на практике оказывается, что всю ответственность за неправильно оформленный документ приходится нести специалисту, ведущему бухгалтерский и налоговый учет на предприятии-покупателе.
Следует помнить, что налоговую накладную (НН) следует подавать в реестр и в том случае, когда покупатель не имеет права на налоговый кредит. Даже тогда он обязан получить этот документ и хранить его в качестве отчетного документа. Поскольку все хозяйственные операции следует регистрировать в Едином государственном реестре НН. Это правило распространяется на всех субъектов хозяйственной деятельности, даже если они не являются плательщиками налога на добавленную стоимость или приобретают товары или услуги, не применяемые в хозяйственной деятельности предприятия, или несут расходы, не попадающие под амортизацию.
Единый реестр, который представляет собой базу данных, администрируется государственной налоговой службой. Налоговый Кодекс включает в себя также положения (п.п. 14.1.160), определяющие статус информационной ведомственной базы — Единого реестра.
Существует ряд ситуаций, когда имея налоговые накладные, получить налоговый кредит не представится возможным. Это происходит, когда накладные:
Согласно требованиям Налогового кодекса Украины (пункт 201.10) регистрировать налоговые накладные в Едином реестре следует в отведенные законодательством сроки.
Налоговые накладные следует регистрировать в течение следующих сроков:
В то же время нет строго ограниченного срока, в которые покупатель может получить минусовый налоговый расчет корректировки. В связи с этим оптимально регистрировать минусовые РК так же как и НН, оформленные до середины месяца и после нее.
Осуществлять регистрацию НН следует в операционное время (8.00 — 20.00). Операционными днями при любых условиях остаются 15-й и последний день месяца, независимо от того, являются ли они рабочими.
Для регистрации НН в Едином реестре нет ограничений по времени внесения сведений. Но если это происходит после завершения операционного времени, то регистрация будет проведена в ближайший операционный день.
Следует помнить, что некое негласное исключение представляет собой последний день года. 31 декабря хоть и является рабочим днем, но НН для регистрации в Едином реестре не принимаются. Те, что будут поданы, будут иметь дату регистрации следующим операционным днем. Это связано с тем, что 31.12 налоговая служба проводит регламентные работы. Поэтому рекомендуется не оставлять на это число налоговые накладные, сроки регистрации которых завершаются.
НН, которая не была зарегистрирована не является поводом в отказе в налоговом кредите. Существует определенный порядок, позволяющий получить его по-другому.
Налоговый кодекс Украины предусматривает возможность получения налогового кредита без НН. Подобные ситуации регламентируются п. 201.11 ст. 201 р. V. Для них предусмотрено начисление налогового кредита при условии, что заявитель может представить оригиналы документов, где зафиксирована в полном объеме сумма, выплачиваемая при сделке, размер НДС и ИНН поставщика.
В качестве подтверждающих документов могут подаваться:
Необходимо, чтобы в чеках, распечатанных в кассовых аппаратах, и выдаваемых при совершении торговых операций плательщиками НДС, была указана следующая информация:
Чек, который предоставляется в качестве подтверждающего документа, допускается лишь в распечатанном виде, поскольку он должен выдаваться электронным регистратором расчетных операций. Необходимо, чтобы в нем была указаны следующие сведения:
Законодательство позволяет получить налоговый кредит и без регистрации НН. Это регламентируется Налоговым кодексом Украины (п. 201.10 ст. 210 р. V). Жалоба, поданная на поставщика, является весомым аргументом, чтобы получить налоговый кредит.
Перечень оснований, позволяющих внести НДС в налоговый кредит по предъявленной жалобе:
Чтобы жалоба была принята во внимание контролирующими органами, ее следует правильно оформить. Приложение 8 к отчетности по налогу на добавленную стоимость поможет это правильно сделать. После чего документы следует предоставить в ГНС. К жалобе следует прикладывать и копии всех необходимых чеков или иных подтверждающих документов, которые могут подтвердить факт совершения сделки, при которой был уплачен налог на добавленную стоимость.
Однако следует заметить, что в реальности данный метод получения НК используется очень нечасто. Поскольку он вызывает много вопросов у сотрудников контролирующих органов к заявителю жалобы и дает повод к совершению внеплановой проверки заявителя контролирующим органами.
Если плательщик НДС несвоевременно проведет регистрацию налоговой накладной, то органы государственной налоговой службы будут вынуждены выписать ему штраф. Опоздать с регистрацией довольно сложно, ведь на нее отводится большой временной промежуток, максимальный срок которого составляет три года. Даже несмотря на то, что сроки подачи налоговых накладных регулярно пересматриваются и сокращаются, например, Закон №1914, уменьшивший срок внесения сумм НДС в налоговый кредит до одного года с момента оформления РК или налоговой накладной, все равно имеется достаточно времени для регистрации всех необходимых документов.
Штрафные санкции насчитываются предприятию до того момента, пока “просроченная” НН не будет внесена в реестр. Размер штрафа представляет определенный процент от суммы НДС, зафиксированной в незарегистрированной накладной. Кроме того, он зависит еще и от сроков просрочки. Штрафные санкции насчитываются с первого для опоздания и до момента регистрации.
Размеры штрафных санкций:
Однако пандемия коронавируса внесла некоторые правки и в сферу налогообложения. Было решено, что на территории нашей страны на период карантина штрафные санкции по НН, имеющим просрочку по регистрации, накладываться не будут. Что касается НН, которые следовало зарегистрировать до начала карантина (1 марта 2020 года), то штрафные санкции будут насчитаны за период до 01.03.20, а после будут заморожены до конца карантина.
Каждый плательщик налога на добавленную стоимость имеет возможность проверить, прошла ли регистрацию поданная ним налоговая накладная. Сделать это можно несколькими способами: отправив официальный запрос в бумажном виде или проверив статус через электронный кабинет. Для облегчения работы с налогоплательщиками на веб-ресурсе государственной налоговой службы был разработан специальный сервис, позволяющий каждому плательщику налога на добавленную стоимость создать свой электронный кабинет, где он сможет в режиме реального времени получать всю интересующую его информацию относительно поданных им документов.
Это касается не только сведений о НН, как полученных, так и выданных, и уже зарегистрированных в ЕРНН, но и возможность импортировать НН в свою учетную запись в удобном для себя формате.
Как получить необходимые сведения в электронном кабинете плательщика налога на добавленную стоимость?
Алгоритм действий прост и понятен. Он включает в себя всего несколько пунктов:
На этапе предварительной проверки следует проконтролировать правильно ли указаны реквизиты, соответствует ли электронная подпись и актуальна ли она, действительна ли регистрация плательщика налога на добавленную стоимость, нет ли превышений по лимиту регистрации, указаны ли корректирующие данные.
После осуществления проверки НН в органах государственной налоговой службы возможны три сценария развития событий:
В каждой из вышеназванных ситуаций плательщик налога на добавленную стоимость получает квитанцию о принятии решения органами ГНС.
Существует порядок №1165, согласно которому по результатам проведения внутренней проверки контролирующими органами регистрация налоговых накладных может быть приостановлена. Плательщик налога на добавленную стоимость будет уведомлен об этом в течение операционного дня.
В извещении и приостановлении регистрации НН должна быть указана следующая информация:
Пытаться повторно отправить непринятый документ — пустая затея. Разблокировка НН возможна только после подачи в исчерпывающем объеме дополнительных сведений, касающихся конкретной накладной. Это сделать можно в течение года с даты, указанной органами Государственной налоговой службы, в непринятой НН.
Блокировка налоговой накладной возможна в том случае, если у контролирующих органов возникают сомнения в правдивости предоставляемой плательщиком информации с целью получения им налогового кредита в большем объеме.
Каждый случай подачи НН рассматривается контролирующими органами отдельно. При этом принимается во внимание налоговая история предприятия. Дополнительным аргументом, способным склонить чашу весов на сторону плательщика в спорных ситуациях, является таблица данных налогоплательщика, поскольку в ней сведена информация, которая позволит избежать блокировки НН или затормозить блокировку непринятых ГНС НН. Коды товаров УКТ ВЭД и услуг ГКПУ, по которым осуществляется хозяйственная деятельность, внесенные в таблицу и заблаговременно поданные в контролирующие органы, способны существенно упростить процедуру регистрации НН в будущем.
Следует знать, что на период карантина, введенного в связи с пандемией коронавируса, все сроки оспаривания принятых контролирующими органами решений по блокировке НН продлеваются. Отсчет карантинного периода ведется с 18 марта 2020 года.
Законодательно утвержден лимит на регистрацию налоговых накладных. Это означает, что налогоплательщик не может регистрировать бесконечное количество НН на неограниченную сумму.
Лимит представляет собой некую сумму налога. Именно на размер этой суммы плательщик налога на добавленную стоимость имеет право регистрировать в реестре НН. Лимит является виртуальной величиной (чего не скажешь о размере реальных сумм на НДС-счету), используемой для проведения расчетов. В Налоговом кодексе Украины указана формула, по которой рассчитывается эта величина (п.200).
Для уточнения своего лимита регистрации НН, следует подать в государственную налоговую службу запрос. Для этого заполняется форма установленного образца. После чего налогоплательщик получает ответ от контролирующих органов с выпиской, где указана сумма на которую налогоплательщик может регистрировать НН. Кроме того, в выписке будут перечислены все возможные критерии, оказывающие влияние на формирование граничной суммы.
Следует знать, что актуальность лимита на регистрацию НН в выписке действительна лишь на дату выдачи этого документа. Следует использовать размер лимита, заполняя НДС-отчетность (доп. ячейка строки 19.1) как предельное значение для возврата налога на добавленную стоимость. Представление о доступном лимите также поможет в оценке имеющихся шансов на возврат лишних денег со счета, где находятся НДС-средства, подав к налоговой отчетности Приложение Д4.
В случае нехватки лимитного размера, средства с НДС-счета будут направляться лишь на оплату внесенного в декларацию налога на добавленную стоимость нынешнего и будущего периодов.
Чтобы сотрудникам, ведущим бухгалтерский учет на предприятии, налоговый лимит не стал головной болью, следует требовать от своих поставщиков вовремя регистрировать входящие НН и РК.
Компания — Аудит Сириус Плюс также предоставляет помощь в регистрации налоговых накладных и в других регионах Украины: Харьков, Одесса, Днепр, Запорожье, Львов, Кривой Рог, Николаев, Винница, Полтава, Черкассы, Хмельницкий, Черновцы, Житомир, Сумы, Ровно, Ивано-Франковск, Каменское, Кропивницкий, Тернополь, Кременчуг, Луцк, Белая Церковь, Ужгород, Никополь, Бровары, Павлоград.
Бухгалтер – это специалист в области бухгалтерии, ведущий денежную и коммерческую отчетность на предприятиях. Его задачи – это своевременная уплата налогов и сдача отчетности в государственные органы, отслеживание состояние счетов компании и правильное сведение баланса.
В услуги бухгалтера входит:
От 750 грн. Стоимость услуг наших специалистов будет зависеть от специфики деятельности предприятия, количества вопросов и уровня их сложности.
От 1500 грн. Стоимость услуг наших специалистов будет зависеть от специфики деятельности предприятия, количества вопросов и уровня их сложности.